Дополнительная программа Маленький художник 2

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ИГРАЮ И РАСТУ»
ИНН 5001156440, КПП 500101001, ОГРН 1235000139494
143913, Московская область, г.о. Балашиха, г. Балашиха, мкр. Гагарина, д. 27, помещ. 218, 219
Тел.: +7 (966)353-24-24, +7 (977)319-03-55, e-mail: igrayuirastu@mail.ru,
веб-сайт: https://igraju-i-rastu.tvoysadik.ru/

Принята на заседании
педагогического совета

Протокол № 2 от 30 мая 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
директор АНО ДО “ДС “Играю и расту”

___________________________
Т.Н. Гурова
Подписано

АНО ДО
цифровой подписью:
ДО "ДС "ИГРАЮ
"ДС "ИГРАЮ АНО
И РАСТУ"
2024.10.15
И РАСТУ" Дата:
12:31:07 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
программа - дополнительная
общеразвивающая программа
«Маленький художник»
( Программа составлена на основе

Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7
лет Горяевой Н.А.)
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
воспитатель
Левчук Наталия Александровна

г.о. Балашиха

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание Программы
4. Методическое обеспечение Программы
5. Материально-техническое обеспечение Программы
6. Система оценки результатов освоения Программы
7. Список литературы
8. Календарный учебный график

3
9
10
22
24
24
32
33

2

1. Пояснительная записка
В
современной
эстетико-педагогической
литературе
сущность
художественного воспитания понимается как формирование эстетического
отношения посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям
эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в
системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть
сформировано только в установке на восприятие художественных
образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели
относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса
деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных
возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение
мира посредством искусства.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа
“Маленький художник” разработана в соответствии с современными
образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного
подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения
заинтересованности
в
данном
виде
деятельности
и
относится к художественной направленности, к образовательной области
«Изобразительного творчества».
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена
на развитие творческих способностей обучающихся в продуктивной
3

деятельности, что мотивирует в детях развитие интереса к изобразительному
творчеству, развивает самостоятельность, инициативу, умение сделать
самостоятельный выбор, развивает способность к рефлексии.
Отличительные особенности программы, новизна
Новизной
программы является
формирование
не
только
изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития
детей, через обучение изобразительным навыкам. На занятиях используются
нетрадиционные техники:
-

рисование пальчиками;

-

оттиск печатками из овощей;

-

тычок жесткой кистью;

-

оттиск печатками из ластика;

-

оттиск поролоном;

-

восковые мелки и акварель;

-

свеча и акварель;

-

отпечатки листьев;

-

рисунки из ладошек;

-

рисование нитками;

-

тычкование;

-

кляксография;

-

монотипия;

-

набрызг;

-

граттаж;

-

печать по трафарету.

Отличительной особенностью
программы является многообразие
материалов и изобразительных средств, предлагаемых программой, что
расширяет представления детей о многообразии форм и технологий в
изобразительном искусстве, даёт возможность самостоятельно выбрать
4

средства и способы изображения, мотивирует детей
исследовательской деятельности и совместному творчеству.

к

поисково-

В
интересной,
занимательной
форме
дошкольники
учатся
нетрадиционному рисованию, лепке, работе с бумагой. У детей появляется
возможность погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника,
дизайнера, архитектора. Такой подход направлен на раскрытие творческого
потенциала детей, развитие самостоятельности и художественного вкуса, а
также на формирование желания создавать своими руками маленькие
изобразительные шедевры
Программа «Маленький художник» направлена на развитие творческих
способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности
ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной
стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не
естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится
в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К
этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием
существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер
занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры,
своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой
формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в
отношениях человека с окружающей средой.
Программа уделяет особое внимание
- развитию эстетического отношения к миру;
- созданию условий для возможности дошкольника создать
художественно-ценное произведение независимо от возраста и уровня
художественного образования;
- развитию воображения, необходимого для реализации замыслов;
- освоению знаний и формированию навыков как средств, а не как
самоцели;
-развитию художественного восприятия ребёнка;
- экологическому воспитанию.
5

Адресат программы
Программа
«Маленький
художник»
предназначена
для
обучающихся в возрасте от 3 до 7 лет. Зачисление на обучение по
программе осуществляется по желанию ребенка по заявлению его
родителей (законных представителей) без предъявления требований к
начальному уровню знаний.

Объем программы, срок освоения
Объем программы- 72 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы обучения, уровень программы
Форма обучения – очная.
Особенности организации учебного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Обучение по программе «Маленький художник» предусматривает
проведение теоретических и практических занятий, рассматривание
образцов, обобщение результатов полученных универсальных учебных
действий.
На занятиях происходит смена различных видов деятельности и
различных видов восприятия. Теоретическая часть занятия: дискуссия,
беседа, рассказ, лекция. Практическая часть занятия: рассматривание, анализ,
практическая работа, самостоятельная работа, творческая мастерская,
демонстрация моделей, презентация творческих работ. Самостоятельная
работа обучающихся включает также выполнение дистанционных заданий, и
творческих проектов в период каникул, участие в творческих конкурсах.

6

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Маленький
художник»
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности
детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Дидактические принципы построения и реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Маленький художник»
Рабочая программа кружка построена на следующих нормативноправовых документах:
1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом
Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебновоспитательного пространства ДОУ:
► принцип культуросообразности: построение или корректировка
универсального эстетического содержания
программы с
учётом
региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
► принцип систематичности и последовательности: постановка или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
7

простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение или корректировка содержания
программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания
изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание
человека
думающего,
чувствующего,
созидающего,
рефлектирующего);
► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
► принцип организации тематического пространства (информационного
поля) - основы для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного
образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетического воспитания:
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания;
► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма,
колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою
непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
8

► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,
сверстниками);
►
метод
нетривиальных
(необыденных)
творческих
ситуаций,
пробуждающих интерес к художественной деятельности;
► метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых
представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов
действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Учебный план
Средняя группа (4-5 лет)
Количество часов

№
п/п

Название модуля

1

всего

теория

практика

Предметное
рисование

10

4

6

2

Сюжетное
рисование

10

4

6

3

Декоративное
рисование

8

2

6

4

Нетрадиционные
техники
рисования

8

2

6

Всего:

36

12

24

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ

9

Старшая группа (5-6 лет)
Количество часов

№
п/п

Название модуля

1

всего

теория

практика

Предметное
рисование

8

2

6

2

Сюжетное
рисование

10

2

8

3

Декоративное
рисование

10

2

8

4

Нетрадиционные
техники
рисования

8

1

7

Всего:

36

7

29

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка
работ

3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Маленький художник»
Содержание программы включает четыре основных модуля:
Модуль 1 – предметное рисование.
Модуль 2 – сюжетное рисование.
Модуль 3 – декоративное рисование.
Модуль 4 – нетрадиционные техники рисования.
Каждый модуль реализуется на одном занятии в месяц.
НОД организуется в группах, сформированных с учетом возрастных
закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений
воспитанников. Общее количество НОД – 35 в учебном году, 4 раза в месяц, 1
10

раз в неделю. В средней группе длительность 20 мин., в старшей группе – 25
мин.
Изобразительная деятельность

Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Всего занятий (в год):

1-й год
1 /20 минут
4 / 80 мин
36

2-й год
1 / 25 минут
4 / 100 мин
36

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству
(дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или
полхово-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов
изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика);
поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела
«Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые
бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты,
цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и
яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно
находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной
литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов
в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками
народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты,
специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки,
книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур,
колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные
композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов
(городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий,
одноэтажный, деревянный)
►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным
расположением изображения на листе бумаги.
► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в
разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика,
живопись).
11

► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей»,
«выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики»,
«Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других
детей (под руководством взрослого).
► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать
цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности
(до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на
цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к
другому.

Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе (45 лет)
Месяц
Сентябрь

Название занятия
Задачи занятия
«Весёлые
Определение замысла в соответствии с
картинки»
назначением
рисунка
(картинка
для
шкафчика). Самостоятельное творчество рисование
предметных
картинок
и
оформление рамочками
«В лесу»
Рисование простых сюжетов по замыслу.
Выявление уровня развития графических
умений и композиционных способностей.
«Цветочная
Рисование цветов разной формы, подбор
клумба»
красивого цветосочетания. Освоение приёма
оформления цветка (красивое расположение,
украшение декоративными элементами)
Создание коллективной композиции из
«Весёлый поезд» паровозика и вагончиков.

Октябрь

«Храбрый
петушок»

Рисование петушка гуашевыми красками.
Совершенствование
техники
владения
кистью: свободно и уверенно вести кисть по
ворсу, повторяя общие очертания силуэта
Создание красивых композиции на бумаге.
«Листопад и
Знакомство с явлением контраста
звездопад»
Рисование многоцветного (спелого) яблока
«Яблочко спелое» гуашевыми красками и половинки яблока
(среза)
цветными
карандашами
или
фломастерами
12

«Кисть рябины
красной»
Ноябрь

Декабрь

Создание красивых осенних композиций с
передачей настроения. Свободное сочетание
художественных материалов, инструментов и
техник.
«Мышь и воробей» Создание простых графических сюжетов по
мотивам сказок. Понимание обобщённого
способа изображения разных животных
«Зайка серенький (мышь и воробей)
стал беленьким» Трансформация
выразительного
образа
зайчика: замена летней шубки на зимнюю раскрашивание бумажного силуэта серого
«Бабушкин домик» цвета белой гуашевой краской.
Дать представление о русской избе как
памятнике русской деревянной архитектуры;
учить передавать особенности строения избы,
украшать узорами окна, двери.
«Сказочный
дворец»
Учить детей создавать сказочный образ, рисуя
основу здания и придумывая украшающие
детали ( решетки, балконы, различные
колонны).
Учить
делать
набросок
карандашом
только
главных
деталей;
закреплять приёмы рисования гуашью.
«Котятки и
Изображение и оформление «перчаток»
перчатки»
(или «рукавичек») по своим ладошкам правой и левой. Формирование графических
умений - обведение кисти руки с
удерживанием
карандаша
на
одном
расстоянии без отрыва от бумаги.
«Наша ёлочка»
Рисование новогодней ёлки гуашевыми
красками с передачей особенностей её
строения и размещения в пространстве.
Выбор конкретных приёмов
работы в зависимости от общей формы
«Сказочные
художественного объекта.
птицы»
Учить
детей
рисовать
птиц
по
представлениям (по сказкам); передавать в
рисунке правильную посадку головы птицы,
положение крыльев, хвоста; воспитывать
любовь и бережное отношение к пернатым.
«Забавные
Познакомить детей с творчеством
животные»
Е.И.Чарушина; учить рисовать животных,
составляя изображение из простых форм
13

Январь

Февраль

Март

(овал, круг, линия и т.д.). Развивать
наблюдательность, эстетическое восприятие
окружающего мира и желание его изображать
«Зимние забавы» Рисование нарядных снеговиков в шапочках и
шарфиках. Освоение приёмов декоративного
оформления одежды. Развитие глазомера,
чувство цвета, формы.
«Клякса»
Познакомить с таким способом изображения,
как кляксография; показать её выразительные
возможности;
развивать
воображение,
фантазию,
интерес
к
творческой
«Девочкадеятельности.
снегурочка»
Продолжать
знакомить
детей
с
произведениями поэтов, художников и
композиторов о зиме. Учить детей рисовать
Снегурочку в шубке, смешивая цвета для
получения новых оттенков. Вспомнить с
детьми содержание сказки о Снегурочке,
попросить придумать новую сказку. Развивать
самостоятельность, творческую активность.
«Как
розовые Рисование снегирей на заснеженных ветках.
яблоки, на ветках Создание простой композиции. Передача
снегири!»
особенностей внешнего вида конкретной
птицы - строения тела и окраски.
Самостоятельный отбор содержания рисунка.
«Мишка и мышка» Решение творческой задачи: изображение
контрастных по размеру образов (мишка и
мышка) с передачей взаимоотношений между
ними. Получение серого цвета для рисования
мышки.
«Храбрый
Передача
сюжета
литературного
мышонок»
произведения:
создание
композиции,
включающей героя - храброго мышонка - и
препятствий, которые он преодолевает.
«Замёрзшее
Учить создавать в рисунке образ замёрзшего
дерево»
дерева;
закреплять
умение
правильно
рисовать строение дерева (ствол, сучки,
тонкие ветви). Развивать воображение,
творческие способности.
«Весёлые
Знакомство с матрёшкой как видом народной
матрёшки »
игрушки. Рисование матрёшки с натуры с
передачей формы, пропорций и элементов
оформления «одежды» (цветы и листья на
14

Апрель

Май

юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание
интереса к народной культуре.
«Красивые
Рисование узоров на салфетках круглой и
салфетки»
квадратной формы. Гармоничное сочетание
элементов декора по цвету и форме (точки,
круги, пятна, линии прямые и волнистые).
Понимание зависимости орнамента от формы
салфетки.
«Подарим маме
Учить рассматривать живые цветы, их
цветы»
строение, форму, цвет; рисовать стебли и
листья зелёной краской, лепестки - ярким,
красивым
цветом
(разными
приёмами).Закреплять умение использовать в
процессе
рисования
разнообразные
«Корабли на море» формообразующие движения.
Расширять представление детей о морском
транспорте. Учить задумывать композицию
рисунка,
его
содержание.
Развивать
«Кошка с
творческое
воображение,
эстетические
воздушными
чувства.
шариками»
Рисование простых сюжетов по мотивам
литературного произведения. Свободный
выбор
изобразительно-выразительных
«Рыбки
играют, средств для передачи характера и настроения
рыбки сверкают» персонажа.
Изображение рыбок из отдельных элементов
«Изящные рисунки (кругов, овалов, треугольников). Развитие
Ю.Васнецова к
комбинаторных и композиционных умений.
книге «ШуткиПознакомить
детей
с
творчеством
прибаутки»
Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к
детским потешкам, передавать образы
«Кони на лугу»
персонажей;
Учить составлять композицию с фигурами
лошадей, варьируя их положение на листе.
Учить рисовать коня, соблюдая основные
пропорции;
дополнять
рисунок
необходимыми элементами.
«Радуга-дуга,
не Самостоятельное и творческое отражение
давай дождя!»
представлений о красивых природных
явлениях разными изобразительновыразительными средствами. Формирование
элементарных представлений по
цветоведению (последовательность цветовых
15

дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на
«Путаница»
цветовой модели).
Рисование фантазийных образов.
Самостоятельный поиск оригинального
(«невсамделишного») содержания и
соответствующих изобразительновыразительных средств. Освоение
нетрадиционных техник (рисование
«Праздничный
пальчиками, ладошками, отпечатки разными
салют»
предметами, кляксография).
Учить детей рисовать праздничный салют,
«Красивое платье» используя восковые мелки, акварель или
гуашь; прививать любовь к нашей Родине, её
традициям.
Познакомить детей с работой ателье мод;
нарисовать красивую одежду, развивать
эстетическое восприятие; обратить внимание
на то, что искусство окружает нас повсюду.
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
► Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для
обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и
оценок.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов
в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками
народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты,
специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки,
книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур,
колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные
композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
► Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в
детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях
(воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких
взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении,
ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и
мультфильмов).
16

► Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес,
водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать
ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
► Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и
явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в
результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в
детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост,
ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые
представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время
года).
► Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной
деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов,
их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей;
передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка
подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой),
изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья,
поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при
создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами,
стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом,
сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
► Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники,
помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные
способы изображения
►Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись
по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими
материалами и инструментами пользуются мастера.
► совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы
получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании
создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать
акварельными красками; показать возможность цветового решения одного
образа с помощью нескольких цветов или их оттенков .
Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе
(5-6 лет)
Месяц
Сентябрь

Название занятия
«Весёлое лето»
«Летняя палитра»

Задачи занятия
Рисование простых сюжетов с
передачей
движений,
взаимодействий и отношений между
персонажами.
Создание
беспредметных
(абстрактных)
композиций;
17

«Деревья
парке»

Октябрь

Ноябрь

в

нашем составление
летней
цветовой
палитры.
Рисование лиственных деревьев по
представлению
с
передачей
«Кошки на окошке»
характерных особенностей строения
ствола и кроны.
Создание композиций из окошек с
симметричными силуэтами кошек и
декоративными занавесками разной
формы.
«Осенний натюрморт» Рисование овощей по их описанию в
загадках и шуточном стихотворении;
развитие воображения.
«Осенние листочки»
Рисование осенних листьев с
натуры,
передавая
их
форму
карандашом
и
колорит
«Игрушка дымковская» акварельными красками.
Знакомство с дымковской игрушкой
как видом народного декоративно«Нарядные лошадки»
прикладного искусства.
Декоративное
оформление
вылепленных лошадок по мотивам
дымковской
игрушки
(кругами,
пятнами,
точками,
прямыми
линиями и штрихами).
«Золотая хохлома»
Знакомство детей с
«золотой
хохломой», рисование узоров из
растительных элементов (травка,
Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам
«Белая берёзка»
хохломской росписи.
Рисование осенней берёзки по
мотивам
лирического
стихотворения;
гармоничное
сочетание разных изобразительных
«Лиса-кумушка»
техник
Создание парных иллюстраций к
«Чудесные превращения разным
сказкам:
создание
кляксы»
контрастных по характеру образов
одного
героя;
поиск
средств
выразительности.
Свободное экспериментирование с
разными
материалами
и
инструментами.
18

Декабрь

Январь

Февраль

«Белая берёза под моим Изображение зимней (серебряной)
окном…»
берёзки по мотивам лирического
стихотворения;
гармоничное
сочетание разных изобразительных
«Волшебные снежинки» техник.
Построение кругового узора из
центра, симметрично располагая
элементы на лучевых осях или по
«Еловые веточки»
концентрическим кругам.
Рисование еловой ветки с натуры;
создание коллективной композиции
«Кошка с котятами»
«рождественский венок»
Учить детей рисовать пушистый мех
животного с помощью жёсткой
кисти.
Учить
составлять
композицию, учитывая передний и
задний
план.
Развивать
наблюдательность,
самостоятельность,
творческую
активность
«Весёлый клоун»
Рисование выразительной фигуры
человека в контрастном костюме -в
движении и с передачей мимики
(улыбка, смех).
«Весело качусь я под Развитие композиционных умений
гору
в
сугроб»(2 (рисование по всему листу бумаги с
занятия)
передачей пропорциональных и
пространственных отношений).
Познакомить детей с традиционным
«Сказочная гжель»
русским промыслом- «гжельская
керамика»;
освоить
простые
элементы росписи (прямые линии
различной
толщины,
точки,
сеточки). Воспитывать уважение к
народным умельцам.
«Наша группа»
Отражение в рисунке личных
впечатлений о жизни в своей группе
детского сада; сотворчество и
«Волшебные цветы»
сотрудничество.
Рисование фантазийных цветов по
мотивам экзотических растений;
освоение приёмов видоизменения и
«Папин портрет»
декорирования
лепестков
и
19

Март

Апрель

венчиков.
Рисование мужского портрета с
передачей
характерных
особенностей
внешнего
вида,
«Милой
мамочки характера и настроения конкретного
портрет»
человека (папы, дедушки, брата,
дяди
Рисование женского портрета с
передачей
характерных
особенностей
внешнего
вида,
характера и настроения конкретного
человека.
«Солнышко нарядись» Рисование солнышка по мотивам
декоративно-прикладного искусства
и
книжной
графики
(по
иллюстрациям
к
народным
«Солнечный цвет»
потешкам и песенкам).
Экспериментальное
(опытное)
освоение
цвета;
расширение
«Дымковская барышня» цветовой палитры «солнечных»
оттенков.
Декоративное
оформление
вылепленных фигурок по мотивам
«Весеннее небо»
дымковской
игрушки
(кругами,
пятнами, точками, штрихами.
Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому».
«Я рисую море»
Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому.
«Морская азбука»
Изготовление коллективной азбуки
на
морскую
тему: рисование
морских растений и животных,
названия которых начинаются на
«Превращения
разные буквы алфавита.
камешков»
Создание художественных образов
на
основе
природных
форм
(камешков).
Освоение
разных
20

«Наш аквариум»

Май

«Зелёный май»

«Радуга-дуга»

«Неприбранный стол»

«Рисуем музыку»

приёмов рисования на камешках
различной формы.
Составление гармоничных образов
рыбок из отдельных элементов
(кругов, овалов, треугольников).
Экспериментальное
(опытное)
освоение
цвета;
развитие
творческого воображения, чувства
цвета и композиции; расширение
«весенней» палитры. Воспитание
художественного
интереса
к
природе,
отображению
представлений и впетчатлений от
общения с ней в изодеятельности.
Самостоятельное
и
творческое
отражение
представлений
о
красивых
природных
явлениях
разными
изобразительновыразительными
средствами.
Воспитание
художественного
интереса к природе, отображению
представлений и впетчатлений от
общения с ней в изодеятельности.
Закрепить
знания
о
жанре
живописи- натюрморте. Учить детей
рассматривать натуру, сравнивая
длину,
ширину,
цвет,
форму
предметов.
Учить
делать
подготовительный набросок, т.е.
строить рисунок, намечая основные
контурные
очертания
простым
карандашом; затем закрашивать
акварельными красками.
Продолжать развивать творческую
активность и воображение детей.
Учить ассоциировать музыку со
своим настроением, называть своё
душевное состояние и выражать его
на бумаге при помощи цветовых
пятен, линий, образов. Закреплять
умение детей смешивать цвета.

21

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Маленький художник»
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в очной форме.
Методы обучения:
Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
Практические (Упражнение, Экспериментирование);
Объяснительно- Иллюстративные;
Репродуктивные;
Частично- Поисковые;
Исследовательско проблемные;
Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация)
Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
Словесные (рассказ педагога, беседа).
Формы организации образовательного процесса:
Групповая;
Индивидуально – групповая.
Формы организации учебного занятия
Беседа;
Выставка

Галерея;

Игра;
Наблюдение;
Практическое Занятие;
Презентация;
22

Творческая Мастерская.
Педагогические технологии:
Технология Группового Обучения;
Технология Игровой Деятельности;
Технология коллективной творческой деятельности;
технология.

Здоровьесберегающая

Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в
группе;упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся
данных;задания на развитие познавательных процессов (восприятия,
памяти,мышления, воображения) и творческих способностей;
3. Отработка полученных навыков на практике;
4. Динамическая пауза;
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.
Дидактические материалы:
Раздаточные Материалы;
Инструкционные Карты;
Технологические Карты;
Задания;
Упражнения;
Образцы Изделий.

5. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «Маленький художник»
23

Занятия проводится в учебном кабинете оборудованном в соответствии
с требованиями СанПиН. Имеются шкафы для хранения расходных
материалов и выставки образцов.
Оборудование:
музыкальная колонка, мольберты, стулья детские, стеллаж, предметы
декоративно-прикладного
искусства
и
иллюстрации,
стаканчикинепроливайки, краски, кисти, цветные карандаши 12 цветов, доски для лепки,
пластилин 12 цветов, глина, клей.

Кадровое обеспечение:
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту воспитателя.
Воспитатель, организующий образовательный процесс по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький художник»,
имеет среднее профессиональное образование. В детском саду работает более
5 лет.

6. Система оценки результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «Маленький художник»
Показатели
возраста

художественно-творческого развития детей дошкольного

Общие показатели развития детского творчества:
► компетентность (эстетическая компетентность)
► творческая активность
► эмоциональность
►произвольность и свобода поведения
► инициативность
► самостоятельность и ответственность
► способность к самооценке
Экспериментальная модель выразительного художественного образа
как интегральной художественно-эстетической способности включает
комплекс эстетических способностей и умений:
24

► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии,
(носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная
категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в
художественную форму;
► творческое освоение «художественного языка» - средств художественнообразной выразительности;
► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в
изобразительной деятельности;
► проявление эстетического отношения во всех видах детской
художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как:
самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с
целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных
условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных
занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные
материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе
эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные
карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов
(большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально,
рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме
ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая
ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он
хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать
материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его
реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание
видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое
развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности
была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства
фиксации наблюдений экспериментаторов.

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Посмотрим в окошко»
25

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень
развития графических умений и композиционных способностей.
Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для
самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать
любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его
отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле
всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или
деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном
за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток,
иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату
«Прогулки».
Рассматривание
иллюстраций
в
детских
книжках,
изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок»,
«Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из
одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светлоголубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы,
клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или
матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления
коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и
вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или
картонные рамки разной формы и величины.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д.
/абе:
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с
картиной.
26

Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По дороге
идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном
месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и
машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и
наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу
играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая
лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится
краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице,
похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать
такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к
глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном
своего дома или детского сада.
Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет
рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна
дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево,
детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее
художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета,
фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.
Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих
картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины»
рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги
(по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто
из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель
отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений,
полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет
сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и
виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов
«Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением
листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не
поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором,
педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было
видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они
продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После занятия.
27

Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и
вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление
описательных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо
видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и
улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте,
ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал
заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее
сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.
- Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть
голубое небо.
- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться,
если вокруг кусты и деревья? И всё зелёное-презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших
листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать
карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга,
котёнок...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Улетает наше лето»
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений.
Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях.
Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек,
карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке
или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек,
карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о
летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная
фотография»:
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
28

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного
размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»;
цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики.
У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето»,
фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных
местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена
года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными
фотографиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на
ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям
стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, Это платье золотое
У берёзы на плечах...
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И
летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были?
Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами
нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый
нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает
договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или
вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый
сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные
карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей
какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором.
Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать
задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей
(например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания,
разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат
29

удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за
собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с
товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время
оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо
рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает
помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы,
нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под
обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после
просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и
запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке,
прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я
бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя
записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я
бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день
веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и
вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,
чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же
книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.
Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда
отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое
говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
Примерные задания
для исследования особенностей восприятия цвета в природе и
произведениях искусства
Осенние листочки.
Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах,
сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на
эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри
30

каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую
цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое
цветосочетание.
Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для
детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот
цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (35 лет) или составь оттенок (5-7 лет).
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему
осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в
которых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета.
Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и
подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь
попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок
морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет?
(Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на
палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с
изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый
или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от
слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или
лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного?
(Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый
слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.)
Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать
«вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет
(цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение
человека.
Вопросы и задания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти
картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень
ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя,
унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для
осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для
поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до
сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой
гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».
31

7. Список литературы
1.
Первые шаги в мире искусства Н.А. Горяева, под. редакцией Б.М.
Неменского
2.
Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.:
Эксмо-Пресс, 2002.
3.
Венгер
А.Л.
Психологические
рисуночные
тесты:
Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
4.
Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
5.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: ИЦ Академия, 1997.
6.
Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М., 1995.
7.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.: Академия, 2000.
8.
Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста.
Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера,
2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
9.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ
Сфера, 2005.
10.
Комарова
Т.С.
Детское
художественное
творчество:
Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез,
2005.
11.
Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество
дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
12.
Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
13.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в
детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
14.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7
лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
15.
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая
диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

32

8. Календарный учебный график
Средняя группа (4-5 лет)

№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Количество
часов

Тема занятий

Место
проведения

Форма
контроля
Беседа

1

Сентябрь

03.09

16:00 16:20

1

“Веселые
картинки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

2

Сентябрь

10.09

16:00 16:20

“В лесу”
1

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

3

Сентябрь

17.09

16:00 16:20

1

“Цветочная
клумба”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

4

Сентябрь

24.09

16:00 16:20

1

“Веселый поезд”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

5

Октябрь

01.10

16:00 16:20

1

“Храбрый
петушок”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

6

7

Октябрь

Октябрь

08.10

15.10

16:00 16:20

1

16:00 16:20

1

“Листопад и
звездопад”

Музыкальнофизкультурный
зал

“Яблочко спелое”

Музыкальнофизкультурный

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

33

зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

8

Октябрь

22.10

16:00 16:20

1

“Кисть рябины
красной”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

9

Ноябрь

05.11

16:00 16:20

1

“Мышь и воробей”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

10

Ноябрь

12.11

16:00 16:20

1

“Зайка серенький
стал беленьким”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

11

Ноябрь

19.11

16:00 16:20

1

“Бабушкин домик”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

12

Ноябрь

26.11

16:00 16:20

1

“Сказочный
дворец”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

13

Декабрь

03.12

16:00 16:20

1

“Котятки и
перчатки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

14

15

Декабрь

Декабрь

10.12

17.12

16:00 16:20

16:00 16:20

1

1

“Наша елочка”

“Сказочные
птицы”

Музыкальнофизкультурный
зал

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка

34

работ
Беседа
16

Декабрь

24.12

16:00 16:20

1

“Забавные
животные”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

17

Январь

14.01

16:00 16:20

1

“Зимние забавы”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

18

Январь

21.01

16:00 16:20

1

“Клякса”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

19

Январь

28.01

16:00 16:20

1

“Девочкаснегурочка”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

20

Февраль

04.02

16:00 16:20

1

“Как розлвые
яблоки. на ветках
снигири!”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

21

Февраль

11.02

16:00 16:20

1

“Мишка и мышка”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

22

Февраль

18.02

16:00 16:20

1

“Храбрый
мышонок”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

23

Февраль

25.02

16:00 16:20

1

“Замерзшее
дерево”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ

35

Беседа
24

Март

04.03

16:00 16:20

1

“Веселые
матрешки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

25

Март

11.03

16:00 16:20

1

“Красивые
салфетки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

26

Март

18.03

16:00 16:20

1

“Подарим маме
цветы”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

27

Март

25.03

16:00 16:20

1

“Корабли на море”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

28

Апрель

01.04

16:00 16:20

1

“Кошка с
воздушными
шариками”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

29

30

31

32

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

08.04

15.04

22.04

29.04

“Рыбки играют,
рыбки сверкают”

Музыкальнофизкультурный
зал

1

“Изящные рисунки
Ю.В. Васнецова к
книге “Шуткиприбаутки”

Музыкальнофизкультурный
зал

16:00 16:20

1

“Изящные рисунки
Ю.В. Васнецова к
книге “Шуткиприбаутки”

Музыкальнофизкультурный
зал

16:00 16:20

1

“Кони на лугу”

Музыкальнофизкультурный
зал

16:00 16:20

16:00 16:20

1

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение

Беседа
Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение

36

Выставка
работ
Беседа
33

Май

06.05

16:00 16:20

1

“Радуга-дуга, не
давай дождя!”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

34

Май

13.05

16:00 16:20

1

“Путаница”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

35

Май

20.05

16:00 16:20

1

“Праздничный
салют”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

36

Май

27.05

16:00 16:20

1

“Красивое платье”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ

Старшая группа (5-6 лет)
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Количество
часов

Тема занятий

Место
проведения

Форма
контроля
Беседа

1

Сентябрь

03.09

16:30 16:55

1

“Веселое лето”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

2

3

Сентябрь

Сентябрь

10.09

17.09

16:30 16:55

16:30 16:55

“Летняя палитра”
1

1

“Деревья в нашем
парке”

Музыкальнофизкультурный
зал

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка

37

работ
Беседа
4

Сентябрь

24.09

16:30 16:55

1

“Кошки на окошке”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

5

Октябрь

01.10

16:30 16:55

1

“Осенний
натюрморт”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

6

Октябрь

08.10

16:30 16:55

1

“Осенние
листочки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

7

Октябрь

15.10

16:30 16:55

1

“Игрушка
дымковская”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

8

Октябрь

22.10

16:30 16:55

1

“Нарядные
лошадки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

9

Ноябрь

05.11

16:30 16:55

1

“Золотая хохлома”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

10

Ноябрь

12.11

16:30 16:55

1

“Белая березка”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

11

Ноябрь

19.11

16:30 16:55

1

“Лиса-кумушка”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ

38

Беседа
12

Ноябрь

26.11

16:30 16:55

1

“Чудесные
превращения
кляксы”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

13

Декабрь

03.12

16:30 16:55

1

“Белая береза под
моим окном...”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

14

Декабрь

10.12

16:30 16:55

1

“Волшебные
снежинки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

15

Декабрь

17.12

16:30 16:55

1

“Еловые веточки”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

16

Декабрь

24.12

16:30 16:55

1

“Кошка с
котятами”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

17

Январь

14.01

16:30 16:55

1

“Веселый клоун”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

18

Январь

21.01

16:30 16:55

1

“Весело качусь я
под гору в сугроб”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

19

20

Январь

Февраль

28.01

04.02

16:30 16:55

1

16:30 16:55

1

“Сказочная гжель”

“Наша группа”

Музыкальнофизкультурный
зал

Музыкальнофизкультурный

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

39

зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

21

Февраль

11.02

16:30 16:55

1

“Волшебные
цветы”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

22

Февраль

18.02

16:30 16:55

1

“Папин портрет”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

23

Февраль

25.02

16:30 16:55

1

“Милой мамочки
портрет”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

24

Март

04.03

16:30 16:55

1

“Солнышко
нарядись”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

25

Март

11.03

16:30 16:55

1

“Солнечный свет”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

26

Март

18.03

16:30 16:55

1

“Дымковская
барышня”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

27

28

Март

Апрель

25.03

01.04

16:30 16:55

16:30 16:55

1

1

“Весеннее небо”

“Я рисую море”

Музыкальнофизкультурный
зал

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение
Выставка

40

работ
Беседа
29

30

Апрель

Апрель

08.04

15.04

16:30 16:55

16:30 16:55

1

1

“Морская азбука”

“Превращения
камешков”

Музыкальнофизкультурный
зал

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа
Наблюдение

Беседа
31

Апрель

22.04

16:30 16:55

1

“Превращения
камешков”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

32

Апрель

29.04

16:30 16:55

1

“Наш аквариум”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

33

Май

06.05

16:30 16:55

1

“Зеленый май”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

34

Май

13.05

16:30 16:55

1

“Радуга-дуга”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

35

Май

20.05

16:30 16:55

1

“Неприбранный
стол”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ
Беседа

36

Май

27.05

16:30 16:55

1

“Рисуем музыку”

Музыкальнофизкультурный
зал

Наблюдение
Выставка
работ

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».